БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
С экранов телевизоров, газетных разворотов, страниц Интернета постоянно раздаются лозунги «Дети - это наше будущее ...». С этим мнением трудно не согласиться, но уверены ли мы в том, что нашему будущему ничего не грозит? Можем сказать наверняка, что впереди «лучшие времена»? Сейчас Интернет-пространство, ставшее вторым домом для современного поколения, скрывает серьезную угрозу для формирования личности, а ребенок еще не осознает в достаточной мере уровень опасности, что ждет его среди виртуальных сетей глобальной сети. Исследование выявило, что из 96% детей-пользователей Интернета в возрасте от 10 до 17 лет 51% не знает об опасностях в сети. А 44% детей находятся в потенциальной зоне риска (размещают личную информацию) и 24,3% уже были в рискованных ситуациях (ходили на встречу с виртуальными знакомыми). В возрастной группе от 15 до 17 лет этот показатель достигает 60,3%. Дети, больше взрослых подверженные развитию и изменениям, уверенно идут рядом с новейшими технологиями и ведущими идеями мира. Ребенок проводит в виртуальной среде почти треть своего времени и лучше родителей разбирается в компьютере и Интернете. Из 81% родителей, которые подтвердили, что у них на домашнем компьютере установлен антивирус, 95% указали, что его установкой и настройкой занимался ребенок. 81% родителей, которые уверены в безопасности своего ребенка в Интернете, считают, что их ребенок сообщит им о запланированной встрече с виртуальным знакомым, но 75% детей, проводивших такие встречи, скрывают эту информацию от родителей. Интернет с самого начала своего существования накапливал информацию без ограничений, табу, цензуры или оговорок. Каждый раз, пользуясь услугами Интернет-ресурсов, ребенок оказывается в неконтролируемом мире взрослых один наодин с огромным количеством вредной информации, что, безусловно, негативно влияет на развитие внутреннего мира и восприятия окружающей среды. Следует отметить, что 52% детей, в первую очередь, использует Интернет как средство коммуникации: виртуальные сети являются идеальным местом для общения со своими друзьями, одноклассниками, близкими. Но одновременно ребенок постоянно подвергается опасности, когда оставляет свой номер мобильного телефона (46%), домашний адрес (36%), личные фото (51%) или общается с абсолютно незнакомых людей, которые могут оскорбить, унизить, обмануть, навредить как морально, так и физически. |
Рекомендации обеспечения безопасности учащихся в Интернете.
Поговорите с учащимся о безопасности в Интернете. Объясните основные правила, возможности различных технологий и последствия нарушений. Самое главное: убедите, что в любой непонятной или пугающей ситуации ему следует обращаться к педагогам, чтобы найти безопасное решение.
1. Используйте компьютер и смартфон вместе с детьми. Это хороший способ научить их правилам безопасности в Интернете. При этом дети поймут, что решать возможные проблемы лучше всего вместе.
2. Расскажите детям больше о сайтах и сервисах в Интернете. Поговорите о том, что их интересует в Интернете и какие страницы им можно посещать.
3. Безопасные пароли. Помогите своей семье приобрести правильные привычки в отношении паролей. Расскажите об их использовании. Напомните, что пароли никому нельзя передавать, за исключением лиц, которым можно доверять, например, родителям. Убедитесь, что у детей вошло в привычку выходить из своих аккаунтов, когда они используют общественные компьютеры в школе, кафе или библиотеке.
4. Используйте настройки конфиденциальности и управления доступом. В Интернете немало сайтов, на которых можно публиковать свои комментарии, фото и видео, рассказывать о том, что с вами произошло, как вы живете и т. д. Обычно такие сервисы позволяют определить уровень доступа к вашей информации ещё до ее публикации. Поговорите с членами своей семьи и определите, о чем не следует рассказывать всем. Научите детей уважать конфиденциальность друзей и родных.
5. Проверьте возрастные ограничения. Многие онлайн-сервисы, в том числе Google, предоставляют доступ ко всем функциям только совершеннолетним. А создавать аккаунты Google могут только пользователи не моложе 13 лет. Прежде чем ваш ребенок зарегистрируется на том или ином сайте, самостоятельно проверяйте условия его использования и соответствие материалов правилам, принятым в вашей семье.
6. Научите детей ответственному поведению в Интернете. Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в личном общении, не стоит отправлять ему по SMS, электронной почте, в чате или комментариях на его странице. Поговорите с детьми о том, как другие могут воспринимать их слова, и разработайте для своей семьи правила общения.
7. Посоветуйтесь с другими взрослыми. Привлеките к обсуждению этой темы друзей, родственников и коллег. Другие родители и специалисты по работе с детьми могут оказать вам неоценимую помощь в том, как научить детей и родственников правильному использованию самых разных информационных технологий.
8. Защитите свой компьютер и личные данные. Используйте антивирусное программное обеспечение и регулярно его обновляйте. Поговорите со своей семьей о типах личной информации – например, номер социального страхования, номер телефона или домашний адрес – эти данные не должны быть размещены в Интернете. Научите свою семью не принимать файлы или открывать вложения в электронной почте от неизвестных людей.
9. Не останавливайтесь на достигнутом. Безопасность в Интернете требует постоянного внимания, поскольку технологии непрерывно совершенствуются. Старайтесь всё время держать руку на пульсе. Пересматривайте правила пользования Интернетом в семье, следите за тем, как ваши близкие осваивают новые технологии, и время от времени давайте им советы.
Информация об организации безопасного доступа к сети «Интернет» для детей дома и в образовательном учреждении (программах «родительского контроля»)
Инструментарий, который можно использовать в различных операционных системах (Windows, Linux) для безопасного доступа к сети «Интернет» для детей дома и в образовательном учреждении, это:
1. специализированное программное обеспечение для контентной фильтрации,
2. программы «Родительский контроль» или «Семейная безопасность»,
3. специализированные детские браузеры.
Использование специализированных программ для осуществления контентной фильтрации от нежелательного содержимого в сети Интернет:
Child Protect http://ср.s-soft.org/ - это социальный проект, цель которого оградить детей от нежелательного содержимого в Интернет. Работа программы незаметна для ребёнка. При попытке осуществить доступ на нежелательный сайт, который имеется в базе, браузер будет выдавать ошибку «Сервер не найден», создавая впечатление, что такого сайта не существует. Также существует возможность опционально блокировать доступ к социальным сетям: ВКонтакте, Одноклассники, МойМир@mail.ru, FaceBook. Программа работает скрытно от диспетчера задач Windows.
Программа К-9 http://www1.k9webprotection.соm/ предназначена для эффективной защиты компьютеров, на которых работают дети, от нежелательного контента. Программа использует систему фильтрации содержимого сайтов по 55 категориям. Также в программе имеются опции «черного» и «белого» списка. Можно дополнительно заблокировать любой сайт из разрешённой категории. Кроме всего прочего, в настройках программы можно указать временной промежуток, в течение которого пользователь будет иметь возможность пользоваться Интернетом. Также имеется опция аудита активности пользователя с возможностью просмотра списка заблокированных адресов. Программа имеет защиту от удаления.
Naomi Internet Filter http://www.newestsoft.com/Windows/Web-Development/Wizards-Components/Naomi-3290.html предназначается для организации ограничения доступа к нежелательным Интернет-ресурсам. При своей работе утилита контролирует содержимое, загружаемое из Интернета, и запрещает доступ к нежелательным сайтам. Такая фильтрация осуществляется по ссылкам и ключевым словам (поддерживается 10 языков). Программа не нуждается в настройках, нужно только задать пароль, чтобы было невозможно отключить фильтрацию без его ввода.
Общая безопасность в интернете.
В первую очередь это действия мошенников, которые хотят получить финансовую или иную выгоду. Мошенники могут быть хорошо оснащены и использовать самые разные инструменты и методы — например, вирусное программное обеспечение (далее — вирусы), поддельные сайты, мошеннические письма, перехват и подбор паролей к учетным записям в социальных сетях и почтовых сервисах.
Вирусы.
Вирусы могут распространяться с помощью вложенных файлов и ссылок в электронных письмах, в сообщениях в социальных сетях, на съемных носителях, через зараженные сайты. При этом сообщение с вирусом может быть получено как от постороннего человека, так и от знакомого, но уже зараженного участника социальной сети или почтовой переписки. Зараженными могут быть сайты, как специально созданные в целях мошенничества, так и обычные, но имеющие уязвимости информационной безопасности.
Рекомендации:
Использовать антивирусное программное обеспечение с обновленными базами вирусных сигнатур.
Не открывать вложенные файлы или ссылки, полученные по электронной почте, через социальную сеть или другие средства коммуникаций в интернете, не удостоверившись, что файл или ссылка не содержит вирус.
Внимательно проверять доменное имя сайта (например, www.yandex.ru), так как злоумышленники часто используют похожие имена сайтов, чтобы ввести жертву в заблуждение (например, www.yadndex.ru).
Обращать внимание на предупреждения браузера или поисковой машины о том, что сайт может угрожать безопасности компьютера.
Не подключать к своему компьютеру непроверенные съемные носители.
Не поддаваться на провокации злоумышленников, например, с требованием перевести деньги или отправить SMS, чтобы снять блокировку компьютера.
Мошеннические письма.
Злоумышленники могут использовать различные методы социальной инженерии (угрозы, шантаж, игру на чувствах жертвы — например, жадности или сочувствии), чтобы выманить деньги. В таких случаях они пишут письма определенного сценария. Один из примеров — так называемые «нигерийские письма», в которых автор обещает жертве огромную прибыль взамен на небольшие накладные расходы.
Рекомендации:
Внимательно изучить информацию из письма. Проверить достоверность описанных фактов. Если в письме предлагается большая выгода за незначительное вознаграждение, скорее всего, оно мошенническое.
Игнорировать такие письма.
Получение доступа к аккаунтам в социальных сетях и других сервисах.
Злоумышленники часто стремятся получить доступ к аккаунтам жертвы, например, в социальных сетях, почтовых и других сервисах. Украденные аккаунты они используют, например, для распространения спам-писем и вирусов.
Мошенники могут получить доступ к учётной записи следующими способами:
Заставить ввести свои данные на поддельном сайте.
Подобрать пароль, если он не является сложным.
Восстановить пароль с использованием “секретного вопроса” или введенного ящика электронной почты.
Перехватить пароль при передаче по незащищенным каналам связи.
Как правило, для кражи данных об аккаунтах используются фишинговые сайты. Фишинг (англ. phishing, от fishing — рыбная ловля, выуживание) — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Злоумышленники создают фишинговые сайты, копирующие интерфейс известных ресурсов, а жертвы вводят на них свои логины и пароли, не понимая, что сайты поддельные.
Рекомендации:
Использовать сложные пароли (сложные пароли состоят как минимум из 10 символов, включают буквы верхнего и нижнего регистра, цифры и специальные символы, не содержат имя пользователя и известные факты о нем).
Никому не сообщать свой пароль.
Для восстановления пароля использовать привязанный к аккаунту мобильный номер, а не секретный вопрос или почтовый ящик.
Не передавать учетные данные — логины и пароли — по незащищенным каналам связи (незащищенными, как правило, являются открытые и общедоступные