Новости проекта
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Научный семинар
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 133 человека

Родителям подростка

Дата: 4 октября 2018 в 16:17

Как правильно построить разговор с подростком

Как начать сложный разговор по душам?

1 Не впадайте в панику. Ничего страшного пока не произошло.

2 Прежде всего, постарайтесь успокоиться .

Помните, что Ваше эмоциональное состояние очень быстро

передается ребенку, поэтому так важно сохранять доброжелательный,

спокойный настрой.

3 Перед началом разговора проговорите про себя, как Вы любите своего

ребенка, настройте себя на то, что любые трудности в жизни можно

преодолеть, что ценнее Вашего ребенка никого и ничего нет. То же самое

можно и нужно сказать своему ребенку.

4 Выслушивайте и постарайтесь услышать. Задавайте вопросы,

давайте возможность высказаться, будьте честны в своих ответах. Подростка

необходимо уверить, что он может говорить о своих переживаниях без

стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь, злоба или желание отомстить. Когда подсознательно беспокоящие мысли

осознаются, проговариваются, беды кажутся не такими фатальными и более

разрешимыми. Внимательно отнеситесь ко всему, сказанному ребенком,

обращайте внимание даже на самые незначительные, на первый взгляд,

обиды и жалобы. Подросток может явно не показывать свои чувства, но

вместе с тем испытывать сильнейшие переживания.

5 Обсуждайте – открытое обсуждение планов и проблем снимает

тревожность. Большинство подростков чувствуют неловкость, говоря о

своих проблемах (особенно о мыслях, связанных с нежеланием жить), но

если ребенок говорит о самоубийстве, то беседа об этом не может

усугубить его состояние, напротив, игнорирование этой темы увеличивает

тревожность, недоверие. Ни в коем случае не проявляйте агрессию,

постарайтесь не выражать потрясения от того, что услышали. Будьте

внимательны даже к шутливым разговорам на тему нежелания жить.

Любую угрозу следует воспринимать всерьез.

6 Подчеркивайте временный характер проблем, вселяйте надежду.

Расскажите о своих (возможно схожих) переживаниях и о том, как и при

каких обстоятельствах Вы смогли справиться с ними. Аккуратно

упоминайте о вещах важных для ребенка, вспоминайте ситуации, когда ребенок был успешным, когда он справился с трудной ситуацией. Саморазрушение происходит, если подростки теряют надежду, оптимизм, а их близкие не помогают обрести им уверенность в себе. Укрепляйте силы ребенка, внушайте, что с любой кризисной ситуацией можно справиться, но не обесценивайте переживаний ребенка.

7 Ищите конструктивные выходы из ситуации. Стройте совместные

планы на будущее. Попросите ребенка совместно с Вами поразмыслить над

альтернативными решениями, которые, возможно, кажутся на первый

взгляд невыполнимыми, абсурдными, которые еще не приходили

подростку в голову. Необходимо, чтобы ребенок точно понял, в чем его

проблема и как можно точнее определил, что ее усугубляет. Если проблема

кажется пока неразрешимой, подумайте, как можно ослабить переживания,

негативные чувства по отношению к ней. Проясните, что остается, тем не

менее значимым, ценным для ребенка. Кто те люди, которые для него

небезразличны? Какие цели, значимые для ребенка, достижимы? И теперь,

когда ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо новых

решений? Не появилась ли надежда?

8 В конце разговора заверьте ребенка в том, что без его согласия Вы не

расскажете близким, родственникам о состоявшемся разговоре. Заверьте

ребенка в своей поддержке в любой трудной для него ситуации.

Договоритесь о том, что впредь, оказавшись в критической ситуации, он не

будет предпринимать каких-либо действий, прежде чем не поговорит с Вами,

чтобы Вы еще раз смогли обсудить дальнейшие пути решения.

9 После откровенного серьезного разговора ребенок может

почувствовать облегчение, но через какое-то время может опять вернуться к

негативным мыслям. Поэтому важно не оставлять подростка в одиночестве

даже после успешного разговора. Проявляйте настойчивость – человеку в

состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.

Убедите ребенка в том, что он сделал верный шаг, приняв Вашу помощь.

Далее следует рассмотреть и другие возможные источники помощи:

родственников, друзей, близких, к которым можно обратиться. Если Вы или

Ваш ребенок не хотите идти на прием к специалисту (психологу,

психотерапевту, врачу), то Вы можете обратиться за анонимной помощью по

телефону доверия. (на сайте школы)

Памятка

«Влияние родителей на формирование самооценки подростка»

В переходном возрасте дети начинают больше переживать за то, что о них думают ровесники и друзья, мнение родителей становится для них не столь важным. Тем не менее, именно на основании родительского отношения к себе дети-подростки получают основы представлений о собственных достоинствах и недостатках.

Поэтому маме и папе, а также другим взрослым родственникам, которые общаются с ребёнком практически каждый день и принимают активное участие в его воспитании, необходимо придерживаться ряда правил.

  • Никогда не сравнивать ребёнка с другими.

С самого раннего детства нужно объяснять ребёнку, что каждый человек уникален. Сравнивать его можно только с ним самим в прошлом, помогая ему заметить даже очень маленькие достижения.

  • В критике следует избегать общей оценки личности ребёнка, говоря, что он «лапоть», «раззява», «грубиян», «неуч» и т. д. А уж такие слова, как «дурак», «идиот» родителям нужно вообще вычеркнуть из своих реплик в диалогах с ребёнком-подростком. Критиковать нужно лишь поступок или допущенную ошибку, но никак не самого подростка. Например, если мальчик получил в школе плохую отметку из-за того, что плохо подготовился к уроку, нужно объяснить ему, что во всём виновата лень, с которой ему нужно обязательно бороться. А пока он не переборет лень, доступ к компьютеру или планшету для него будет закрыт.
  • В вопросе, как повысить самооценку подростку, немалую роль играет отношение родителей к его личности. Ребёнок должен учиться сам принимать решения и нести за них ответственность. В семье ребёнка-подростка следует воспринимать как взрослого, разрешая ему высказывать собственное мнение.
  • Важно научить ребёнка понимать, что совершенных людей нет. Поэтому не стоит бояться рассказывать детям о своих неудачах. Пусть они знают, что успехов в жизни добивались не те, у кого всё получалось с первого раза, а те, кто проявлял упорство и после первой неудачи не боялся пробовать ещё раз.
  • Похвала – лучшее из средств, чтобы поднять самооценку подростку, страдающему от комплексов. Мама всегда сумеет найти в сыне или дочери положительные качества, за которые он себя полюбит.
  •  Нельзя экономить на одежде подростка. Это младшего школьника можно одевать в вещи, которые ему достались от старших детей в семье, а мальчика или девочку в возрасте от 12 до 17 лет нужно стараться наряжать по моде.
  • Рекомендации родителям  по налаживанию взаимоотношений со своим ребёнком-подростком

    · Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком;

    · Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).

    · Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).

    · Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, приятная покупка, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, семейный поход на природу, совместные поездки ); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.

    · Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.

    · Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях.

    · При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу,  детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации).

  • Рекомендации родителям подростка с заниженной самооценкой

    1.Хвалите своего ребенка за любые победы. Похвала очень благотворно влияет на самооценку. Поощряйте его за всякое рвение к развитию, самовыражению. Все дети талантливы по-своему, поэтому не ругайте его за какие-то промахи в учебе или спорте. Если у него что-то не получается, окажите ему помощь. Пусть ребенок чувствует, что вы его любите не за хорошие отметки, а просто за то, что он есть.

    2.Поддерживайте в подростке уверенность. Чаще говорите ему, что вы в него верите, что он справится с любыми трудностями. Подчеркивайте, как он меняется в лучшую сторону день ото дня.

    3.Дети вдвойне болезненно воспринимают критику со стороны чужих людей – одноклассников, учителей. Поэтому, если вы видите, что ребенок чем-то расстроен, поинтересуйтесь его делами. Объясните, что если критика справедливая, то его нужно учесть, а если нет, то просто не заострять на этом внимания.

    4.Ни в коем случае не преувеличивайте какие-то отрицательные деяния подростка. Вместо фразы «Ты никогда меня не слушаешь!» скажите «Мне кажется, что, если бы ты прислушался к моим советам, то это удалось бы тебе еще лучше», или упрек «Ты ведешь себя плохо!» заменить на «Я очень переживаю, когда ты так себя ведешь».

    5.Предоставляйте детям право самим решать какие-то задачи, например, чем ему заняться в свободное время или в какую секцию записаться. Такие самостоятельные решения укрепляют уверенность в себе и поднимают самооценку.

    6.Почаще общайтесь с ребенком, интересуйтесь его делами. Не отделывайтесь дежурными фразами, когда он хочет поговорить о жизни, поделиться своими впечатлениями о чем-либо.

    7.Важно найти ребенку интересное увлечение и всячески поддерживать его в этом. Ребенок обязательно должен быть хоть в чем-то лучше остальных. Постоянно подчеркивайте его умения в этой области.

    8.Создайте личный зал славы ребенка. Повесьте в этом месте все его грамоты, какие-то награды. Но не переусердствуйте – не превращайте это место в музей.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.