Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Новым годом!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 157 человек

Служба медиации

Дата: 16 сентября 2020 в 09:32, Обновлено 22 октября 2021 в 10:34

Центр медиации и переговоров   https://mediators.pro/

Центр «Медиация и право»   https://mediation-law.by/

Е.И. Луговцова, Ю.Н. Егорова «Организация школьной службы медиации» Минск НИО 2017    Скачать

О медиации

«Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну» Исороку Ямамото

Понятие «медиация» постепенно, но уверенно входит в нашу жизнь. Во всем мире медиация уже является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Статистика развитых стран показывает, что 85% всех процедур медиации успешны. 5% — 10% участников процедуры приходят к полному или к частичному соглашению в течение короткого времени после процедуры медиации.

Конфликт, спор… Наверняка каждый из нас сталкивается с конфликтами в своей жизни и знает, как иногда сложно найти решение, которое могло бы стать «хорошим» для всех. Получить эффективный результат выхода из конфликта возможно с помощью медиации.

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ

Медиация – это альтернативная форма разрешения конфликта или спора в присутствии третьего независимого и нейтрального человека. 

Медиатор – это посредник, который создает условия для диалога между участниками конфликта, помогает им провести переговоры и принять решение, которое может стать выходом из сложившейся ситуации. 

Школьная медиация решает ряд важнейших проблем, связанных с учебно-воспитательным процессом школы:

обучение позитивной коммуникации, уважительного отношения друг к другу в детско-взрослых отношениях, конструктивному поведению в конфликте;

разрешение конфликта, сохраняя межличностные и деловые  отношения;

профилактика и психокоррекции насилия и школьного буллинга;

предупреждение школьных конфликтов, правонарушений и ситуации острого противостояния;

воспитание умений вести диалог и выходить из конфликтных ситуаций без «потерь», отстаивать свои интересы и принимать другого человека, уважая его право на защиту собственных интересов.

Школьная служба медиации – это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Изображение

Цель деятельности Школьной службы медиации. Развитие практики миротворчества и медиации, пропаганда ценностей конструктивного поведения в конфликтных и спорных ситуациях, формирование культуры ненасилия и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества.

Задачи деятельности ШПМ:

1. Обучение заинтересованных школьников и педагогов медиации, медиативного подхода, восстановительной коммуникации и другим типам восстановительных программ.

2. Оказание помощи школе и родителям в разрешении конфликтов и ситуаций правонарушений со стороны несовершеннолетних на основе принципов медиативного подхода.

3. Просвещение и проведение информационных мероприятий для учителей, учеников, администрации и родителей с целью донесения ценностей примирительного подхода в разрешении школьных конфликтов.

4. Снижение количества административного реагирования на правонарушения. 

Принципы медиации:

добровольность участия сторон в процедуре медиации;

равноправие сторон конфликта;

конфиденциальность;

независимость и беспристрастность медиатора;

сотрудничество и конструктивный характер медиации.

Выгоды медиации:

Ранняя оценка ведет к раннему разрешению конфликта.

В медиации нет виновных или проигравших спор.

Медиация не предполагает навязанных кем-либо решений.

Медиация способствует развитию коммуникативных навыков.

Медиация направлена не на разрыв отношений, а на их сохранение и развитие.

Основные признаки медиации:

присутствие медиатора, выполняющего функции по­средника;

присутствие всех сторон, участвующих в конфликте;

полномочия принятия решения не передаются третьим лицам;

принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию;

осознание необходимости изменения поведения, чтобы подобное не повторилось в будущем.

http://www.edu21.cap.ru/home/4666/docs/2015-2016/mir/%D1%8D%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0.jpg

  Кто может быть стороной в медиации:

   учащиеся

   педагоги

   родители 

   администрация

   сотрудники школы

  Структура ШПМ:

  Команда кураторов службы (один или 3-4 человека из числа       представителей педагогического коллектива: заместитель   директора по воспитательной работе, социальный педагог или   психолог, а также представители родительского комитета).

 Медиаторы (10-15 человек из числа учащихся школы разного   возраста, 2-3 человека из числа педагогов и родителей).

 Группа поддержки (из числа родителей, педагогов и учащихся).

Алгоритм создания ШПМ:

Обучение педагогов, родителей и школьников технологии медиации.

Развитие конфликтологической компетентности педагогов, родителей и школьников.

Разработка и принятие положения о службе.

Отбор школьников в службу примирения.

Определение категории дел, с которыми работает служба.

Определение и согласование с администрацией организационной схемы направления дел в службу примирения и медиации.

Создание команды школьников-медиаторов службы примирения.

Важность участия учащихся в службе медиации:

Это дает возможность улучшать взаимодействие и понимание в ситуациях, где взрослым трудно достучаться до участников конфликта.

Подросткам проще получить доверие сверстников.

Для самих школьников-медиаторов работа в школьных службах примирения помогает им развивать коммуникативные навыки, способности ведения переговоров, поиска решений, управления эмоциями, ассертивного (уверенного) поведения и другие.

Подростки-медиаторы легче и быстрее формируют готовность к профессиональному выбору. 

Что может дать медиация школьникам:

Школьники принимают более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде.

Школьники учатся более открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями.

Школьники учатся более позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций.

Школьники берут на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения.

Школьники учатся управлять собственными конфликтами и предупреждать их.

Школьники учатся признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях.

Полученные навыки ведения диалога в процессе медиации школьники переносят в другие ситуации, а также во взрослую жизнь.

Что может дать медиация школьникам-медиаторам:

1. У них повышается самооценка.

2. Развиваются лидерские качества.

3. Улучшаются речевые способности и коммуникативные навыки.

4. Они приобретают навыки ассертивного (уверенного) поведения, учатся управлять своими эмоциями.

5. Развивается их конфликтологическая компетентность.

6. Они заинтересованы в профилактике насилия в школьной среде.

7. В своей собственной жизни они ориентированы на разрешение конфликтов мирным путем.

Что может дать медиация школьной среде:

1. Снижается количество школьных конфликтов.

2. В разрешении конфликтных ситуаций идет ориентация на конструктивные, примирительные способы.

3. Снижается количество правонарушений со стороны школьников.

4. Среди участников школьной среды растет способность к сотрудничеству и взаимопониманию.

5. Повышается уровень успеваемости.

6. Улучшается социально-психологический климат школьного класса.

7. Растет сотрудничество между педагогами и родителями, родители проявляют большую заинтересованность в учебной деятельности ребенка.

Что школьники могут сделать для развития школьной службы медиации:

Пройти обучение по программе подготовки медиаторов (посредников).

Осваивать технологию медиации, переговорные техники и восстановительные программы.

Следовать принципам и ценностям восстановительного подхода.

Помогать друзьям, сверстникам (и родителям) в примирении.

Рекомендовать друзьям обращаться в службу примирения.

Сохранять свою нейтральность.

Следовать этике поведения медиатора.

Что педагоги и администрация школы могут сделать для поддержки школьной службы медиации:

Организовать обучение медиаторов.

Организовать открытие школьной службы медиации.

Доверять школьникам-медиаторам, верить в их способность разрешать конфликты.

Давать достаточное время для разрешения конфликта в службе примирения.

Проводить конференции, конкурсы, фестивали для взрослых кураторов и школьников-медиаторов.

Переправлять обращения по конфликтным ситуациям в службу медиации.

Внести пункт о службе примирения в отчетные показатели школы.

ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ

 1.Восстановительная функция службы примирения

 Служба примирения способствует:

- восстановлению состояния пострадавшего, нормализации отношения к нему в классе, возмещению причиненного ему вреда и т.д.;

- восстановлению обидчика в сообществе, то есть прекращение его клеймения. При негативном отношении к правонарушению  служба примирения поддерживает действия обидчика, направленные на исправление причиненного вреда. Служба помогает налаживанию отношений с родителями, педагогами, ровесниками;

- восстановлению отношений между обидчиком и пострадавшим. Не обязательно между ними восстановятся дружеские отношения, но важно, чтобы поддерживались отношения без подозрительности, вражды, отчужденности, без припоминания конфликта;

- нормализации отношений в школьном сообществе (прекращение слухов, неприязни, недоверия, взаимных упреков и припоминаний прошлых обид).

Образовательная функция службы

 Медиаторы (и взрослые, и школьники) на тренингах и в практических ситуациях учатся налаживать контакт, организовывать сложную коммуникацию по проблемным вопросам, понимать чувства и состояния людей, побуждать окружающих к ответственному поведению, снижать эмоциональный накал и т.д. Навыки переговорщика медиатор может использовать не только в службе примирения, но и в своей семье, в общении с друзьями, в личной жизни. Где бы медиаторам ни пришлось работать в будущем, им пригодятся навыки организации сложной коммуникации.

Компетенция, приобретенная подростками в школьных службах примирения, уникальна. Ни один тренинг по толерантности или навыкам общения не сможет сравниться с участием в разрешении конфликта сверстников, то есть в реальной, значимой для него и других ситуации, где обе стороны считают себя правыми, и надо помочь им самим найти выход.

Службу примирения можно рассматривать и как повышение квалификации педагогов через освоение ими способов конструктивной коммуникации, умение управлять конфликтами и использовать их в воспитательных целях, через организацию и поддержку детских сообществ.

 Воспитательная функция службы

 Служба примирения может стать важным звеном воспитательного процесса в школе.

В ходе индивидуальных встреч с медиатором, представляющих совместную встречу, стороны конфликта учатся строить коммуникацию и понимать себя и других. Многие подростки в следующих подобных ситуациях применяют полученные ими на медиации навыки, не давая конфликту разгореться.

В нашем обществе не принято спокойно говорить о чувствах, поэтому люди часто их не высказывают, а выражают в виде оскорблений, упреков, жестов вплоть до применения силы. Медиатор помогает сторонам конфликта достаточно спокойно осознать свои чувства, назвать их («стыд», «страх», «обида» и пр.), избавиться от их негативного влияния, понять и справиться с ними, причем не на тренинге, а в значимой для человека ситуации конфликта.

Подросток в ходе медиации учится принимать на себя ответственность. Нередко родители решают за него все сложные ситуации, в итоге он не может решить даже простые ситуации или совершает разрушительные действия, не думая о последствиях и ответственности. На медиации, если подросток нанес ущерб и родители его возместили, медиатор задает подростку вопросы о его ответственности и личном вкладе в исправление вреда. Медиатор спрашивает родителей, активно берущих ответственность на себя, действительно ли они хотят все время исправлять ошибки за своего ребенка, и что подросток будет делать, когда станет взрослым и родители не смогут выручать его из сложных ситуаций?

На медиации проводится анализ произошедшего с различных точек зрения и разных позиций. Медиатор подробно обсуждает с подростком случившееся: как событие разворачивалось во времени, к каким последствиям привело, как к этому отнеслись разные люди (родители, друзья, учителя), какие чувства испытывал он и остальные участники, что, на его взгляд, чувствует и хочет вторая сторона конфликта, какие он видит выходы из ситуации.

Медиатор затрагивает вопрос планирования подростком своего будущего, для чего специально обсуждает способы избегания повторения подобного. Медиатор помогает обеим сторонам конфликта лучше узнать друг друга (кто что любит, чем интересуется, что для кого представляется значимым и что беспокоит), увидеть друг в друге положительные стороны личности, человеческие черты.

Для ребенка – участника конфликта  происходит «обучение» новым, не известным ему прежде способам рассмотрения ситуации, разговорам, формам взаимодействия с другими людьми, содержанию обсуждаемых вопросов – и все это группируется вокруг того, что получает название «восстановительного способа разрешения конфликта». Если подобные способы работы с конфликтными ситуациями закрепляются в школьной среде, они постепенно осваиваются подростками и становятся одновременно  элементами, формирующими восстановительную культуру школы.

Медиация имеет воспитательный эффект для школьников-медиаторов, которые помогают участникам конфликта услышать и понять друг друга, увидеть ситуацию с разных сторон, в споре использовать не силу, а коммуникацию.

Профилактическая функция службы

 Профилактику правонарушений часто связывают с лекциями о правильном поведении или с досуговой занятостью подростка, «чтобы без дела не шатался». Возможно, эти способы дают свой результат, но на наш взгляд, профилактика заключается в следующем.

Практически не бывает так, чтобы у ребенка в школе все было хорошо, и вдруг он совершил правонарушение. В большинстве случаев этому предшествовал долгий «шлейф» событий, на которые взрослые или «закрывали глаза», или, действительно, ничего о них не знали. Поэтому работа по налаживанию взаимопонимания и исправлению негативных последствий тех или иных поступков должна проводиться по ситуациям, которые взрослыми еще не переведены в ранг «серьезных». То, что взрослый может считать несущественным, для ребенка и подростка может оказаться очень важным. А скрытые от взрослых ситуации и конфликты замечают и помогают решить школьники-медиаторы.

Служба примирения, используя восстановительные программы, не дает конфликту перейти в острую фазу, разрастить и вовлечь в него новых участников.

Получая «обратную связь» о последствиях своих действий и реакцию на это других, ребенок учится предвидеть последствия слов, поступков и корректировать их.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.