Правильная мотивация — залог успешной учебы
Родители играют важную роль в процессе адаптации к школе. Они могут создать определенную психологическую установку, формируя таким образом отношение к учебному процессу. Период привыкания к новому образу жизни может быть разным. Он может занять от двух недель или полугода.
Многое зависит от психологических особенностей ребенка, уровня его подготовленности, типа школьного заведения и сложности образовательный программы.
Рекомендации родителям первоклассников по адаптации начинаются с создания у ребенка правильной мотивации. Именно от нее зависит, с каким желанием он будет идти в школу по утрам. Любые попытки новоиспеченного ученика познать что-то новое, независимо от результатов, должны встречать внимание и поддержку со стороны мамы и папы. Если ребенок будет ощущать психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх перед новым и неизведанным, а это крайне важно для успешной адаптации.
Адаптация первоклассников: советы родителям
- Начинайте морально готовить ребенка к школе заранее, еще в детском саду. Начиная с весны водите ребенка в школу, познакомьте с будущей учительницей. По предварительной договоренности посидите с ним на нескольких уроках. Сделайте так, чтобы 1 сентября он пришел в знакомую обстановку, с положительным настроем. Не обязательно ходить на подготовительные курсы, можно попроситься поговорить с учителем и побывать в школе и без посещения курсов.
- Поддерживайте становление ребенка учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям.
- Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать вместе.
- Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения.
- Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться.
- Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале школьной жизни. Например, если у малыша проблемы с речью, начните посещать логопеда, чтобы избавиться от них до конца первого класса.
- Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или психологом. Профессиональные рекомендации родителям первоклассников в период адаптации помогут легче пережить непростой этап.
- Помните, что похвала — это стимул к новым победам. Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы.
- С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет — учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя.
- Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха. Правильная организация времени поможет больше успеть.
Памятка родителям первоклассников.
· Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируется сразу. Ребенок пока еще не только учится управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не развить в нем ненужную неуверенность в себе.
· Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.
· Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.
· Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.
· Хорошие манеры ребенка зеркало семейных отношений.
Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении.
· Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенном будет чувствовать себя. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки.
· Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последнее становится систематическими. Все проблемы с учебой, поведение и здоровье гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами.
· На сегодняшний день одно из самых распространённых ошибок является стремление вырастить вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей части учебной программы первого класса, и ему становится не интересно на уроках. Конечно родителям хочется, чтобы их ребенок действительно хорошо учился, и был «самым, самым». Однако, если ваш ребенок действительно гений, то он все равно проявит себя. А перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться. Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики. Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире.
· Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будут с устными ответами. Когда спрашиваете о чем – либо, не довольствуйтесь ответами «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
· Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье вашего ребенка, а значит, способность лучше и проще усваивать школьный материал. Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевании, слезливость, грубость, головные боли и т.д.) особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствуют повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.
· Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно этот касается 6-леток) ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним в процессе выучите какие – нибудь понятия (правый, левый)
· Ограничьте время нахождения Вашего ребенка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что время препровождения перед телевизором и компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряженного дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действует возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребенка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.
Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением. Таким образом, поддержите в ребенке его стремление стать школьником.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе, очень важно найти, за что его можно похвалить. Помните, что похвала, это сильная эмоциональная поддержка, которая способна заметно повысить интеллектуальные возможности ребенка.
Если вас что–то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или к школьному психологу.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение это не легкий труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Необходимые условия успешного воспитания и обучения в школе.
1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте его порядок.
2. Перед началом выполнения домашнего задания, выключите радио, телевизор.
3. Не сидите с ребенком за уроками, каждый день, но проверяйте их ежедневно.
4. Научите ребенка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:
- собрать школьные принадлежности;
- подготовить обувь, одежду.
5. Рационально организуйте режим дня.
6. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к его результатом деятельности.
7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра!
-
Как понять, что у вашего ребенка переутомление?
Специалисты советуют обращать внимание на такие признаки переутомления у детей:
Нарушился сон.
Ребенок плохо ест.
Появились вредные привычки.
Ребенок не хочет рассказывать о школе.
Ребенок просто сидит, смотрит в одну точку, ничего не хочет делать. Перепады настроения, «потухший» взгляд, раздражительность.
Ребенок жалуется на головную боль.
Резко упал иммунитет.
«Лекарство» от переутомления:
Больше двигаться.
Пройдитесь с ребенком пешком от дома до школы, погуляйте немного.
В перерывах между выполнением домашних заданий не просите вести себя потише, меньше бегать.
Пусть кувыркается, прыгает, приседает и «стоит на ушах», в разумных пределах, конечно.
Отказываться от лишнего. Подумайте, каким дополнительным занятием отдать предпочтение.
Хорошо бы записаться на танцы или в бассейн, чтобы чередовать умственную нагрузку с физической.
Стараться жить по режиму. Старайтесь делать все примерно в одно и то же время, чтобы организм успел подготовиться.
Расслабиться и поспать подольше можно в выходные.
Выходные – на природе. Запланируйте на выходные поход в парк, поездку за город. Покатайтесь на велосипедах, роликах, лыжах, поиграйте в подвижные игры.
Ребенок сам не способен контролировать свое эмоциональное состояние. Нужно ему помочь, поддержать, уменьшить нагрузку, постараться чередовать физический и умственный труд, в чем-то дать «слабинку», лишний раз напомнить о своей любви и заботе. Помните, никто не знает вашего ребенка лучше вас самих. Прислушайтесь к мнению медиков и педагогов и создайте оптимальные условия для роста и гармоничного развития вашего первоклассника.
Как понять, что у вашего ребенка переутомление?
Специалисты советуют обращать внимание на такие признаки переутомления у детей:
Нарушился сон.
Ребенок плохо ест.
Появились вредные привычки.
Ребенок не хочет рассказывать о школе.
Ребенок просто сидит, смотрит в одну точку, ничего не хочет делать. Перепады настроения, «потухший» взгляд, раздражительность.
Ребенок жалуется на головную боль.
Резко упал иммунитет.
«Лекарство» от переутомления:
Больше двигаться.
Пройдитесь с ребенком пешком от дома до школы, погуляйте немного.
В перерывах между выполнением домашних заданий не просите вести себя потише, меньше бегать.
Пусть кувыркается, прыгает, приседает и «стоит на ушах», в разумных пределах, конечно.
Отказываться от лишнего. Подумайте, каким дополнительным занятием отдать предпочтение.
Хорошо бы записаться на танцы или в бассейн, чтобы чередовать умственную нагрузку с физической.
Стараться жить по режиму. Старайтесь делать все примерно в одно и то же время, чтобы организм успел подготовиться.
Расслабиться и поспать подольше можно в выходные.
Выходные – на природе. Запланируйте на выходные поход в парк, поездку за город. Покатайтесь на велосипедах, роликах, лыжах, поиграйте в подвижные игры.
Ребенок сам не способен контролировать свое эмоциональное состояние. Нужно ему помочь, поддержать, уменьшить нагрузку, постараться чередовать физический и умственный труд, в чем-то дать «слабинку», лишний раз напомнить о своей любви и заботе. Помните, никто не знает вашего ребенка лучше вас самих. Прислушайтесь к мнению медиков и педагогов и создайте оптимальные условия для роста и гармоничного развития вашего первоклассника.