Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 142 человека

Организация летнего отдыха. Рекомендации для родителей

Дата: 1 июля 2017 в 17:57, Обновлено 21 октября 2017 в 17:31

 Настало лето – замечательное время года! Можно играть на воздухе, закаляться и оздоровляться.

       Летний отдых это долгожданный отдых и для родителей, и для детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Необходимо объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности.

Чтобы отдых принес только удовольствие вам и вашему ребенку постарайтесь соблюдать некоторые правила:

1. Если вы занимаетесь со своим ребенком, помните, что эти занятия должны быть короткими и проводить их лучше в утренние часы.

2. Следует помнить, что выезжая за город, или путешествуя по миру, следует обсуждать с ребенком полученные впечатления. Ваша задача расширять кругозор детей, соединяя имеющиеся знания и жизненный опыт ребенка.

3. Всеми силами отвлекайте ребенка от телевизора и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе, купайтесь, катайтесь на велосипеде, самокате, роликах, играйте в футбол. Лето – это укрепление здоровья ребенка и от того как он отдохнет во многом зависит его здоровье весь следующий учебный год.

4. Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 10 часов.

5. Следите за питанием ребенка. Мороженое, газировка, не принесут здоровья вашему ребенку.

6. Выбирайте только те виды отдыха, которые устроят вас и вашего ребенка.

7. Планируя экскурсию на отдыхе, обсудите с ребенком заранее, как он к этому относится, если реакция негативна, попробуйте найти компромисс. Попробуйте найти другую экскурсию, которая интересна и вашему ребенку. Советуйтесь с ребенком, будьте внимательным слушателем, ценность общения не в количестве времени, а в качестве общения (внимание, уважение, понимание).

8. Собираясь на отдых с компанией, старайтесь брать людей, которые разделяют ваши интересы. Оптимально ехать на отдых со схожим составом семьи. Одинаковые заботы, одинаковые проблемы, взаимопомощь, уход за детьми.

9. Заведите с детьми разговор о летнем отдыхе и любимом всеми занятии – купании

( в реке, море, озере). Подчеркните различия между морем, рекой, озером. Напомните о знаках, запрещающих купаться. Помните: Отдых – это хорошо. Неорганизованный отдых – плохо!

Солнце – это прекрасно. Отсутствие тени – плохо!

Морской воздух, купание – это хорошо. Многочасовое купание – плохо!

Купание – прекрасное закаливающее средство.


 

Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила:

Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды.

В воде дети должны находиться в движении.

При появлении озноба немедленно выйти из воды.

Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

                                 


 

                     Играйте с детьми

     Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».

         Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, не забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки, а также многое другое, на что хватит выдумки.

Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём), соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции, научат формировать стратегию поведения, особенно игры с правилами.

        Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей.         Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.

Игры с мячом

«Съедобное – несъедобное»

Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» - оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.

«Назови животное»

Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.

«Догони мяч»

Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.

                          Осторожно! Грибы.

        В период лесных прогулок в летнее время родители, должны осуществлять строжайший надзор за ребенком, который собирает цветы, грибы и травы, пробует их. Не следует так же забывать о тщательном контроле  за использованием в пищу грибов, собранных детьми.

       Каждый взрослый, которому доверено здоровье детей, должен хорошо знать, какой гриб взять, а какой выбросить.

       Итак, для того чтобы избежать отравления ядовитыми грибами, нужно собирать только те, которые вы хорошо знаете.

       Здоровье и даже жизнь отравившегося грибами, во многом зависят от того, насколько своевременно ему окажут медицинскую помощь. Следует помнить, что при любом отравлении грибами, пусть даже на первый взгляд не тяжёлом, необходимо немедленно обращаться к врачу. Но и до прихода врача нужно действовать быстро и решительно. При отравлении любым из ядовитых грибов следует постараться вывести ядовитые вещества из организма: принять слабительное, промыть желудок раствором марганцовокислого калия. Пострадавший ребёнок должен находиться в постели, ему вредно ходить и сидеть.

      Любое отравление грибами сопровождает рвота и расстройство кишечника, вызывающее обезвоживание организма и мучительную жажду. Чтобы облегчить состояние больного ребёнка, нужно давать ему холодную, слегка подсоленную воду, холодный чай, кофе, молоко.  Лечат  отравление грибами, как правило, только в больницах. Чтобы врачу легче было разобраться в причинах отравления, остатки грибов следует сохранить для исследования в лаборатории.


 

Как бороться с комарами.


 

     Укусы комаров не только оставляют после себя мучительный зуд. Эти насекомые могут быть и по - настоящему опасными, если они переносят возбудителей инфекционных заболеваний. Либо ваш ребёнок – аллергик.
Что делать после укуса?

1. Сделать  крепкий раствор пищевой соды и периодически обрабатывать зудящее после укуса место.

2. Смазывать укусы спиртовой настойкой календулы, борным спиртом, томатным соком.

 3. Сделать холодную примочку.

4. Приложить к месту укуса лист черемухи или подорожника.

5. Смазать пораженное место бальзамом «Звездочка».

6. При множественных укусах принять антигистаминное средство.

7. В походной аптечке или на даче непременно следует держать антигистаминный препарат (например, фенистил или фукорцин - снимают зуд и даже устраняют ожоги крапивы).

     Хорошего семейного отдыха вам!


 

«Закаливайте своих детей с раннего возраста»


 


     Закаливание представляет собой систему мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей как в дошкольном учреждении, так и дома.
    Основные задачи закаливания: укрепление здоровья, развитие выносливости организма при имеющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. При организации закаливания необходимо учитывать состояние здоровья детей, их возраст.
    В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы (воздух, солнце, вода) при непременном использовании следующих условий:
1. Индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания;
2. Постепенность в увеличении силы воздействия и длительности природного фактора;
3.Систематичность закаливания;
4. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающих процедур.
    Суть закаливания состоит в следующем: постоянно, изо дня в день организм подвергается влиянию воздуха, воды и солнечной радиации. Эти природные факторы действуют на кожу, подкожные ткани, слизистую поверхность. Человек, систематически занимающийся закаливанием, постоянно тренирует эти рецепторы, импульса от которых поступают в высшие отделы нервной системы.
    Здоровый, закаленный человек характеризуется обязательным наличием в его организме температурного баланса, проявляющегося в сохранении температуры тела на постоянном уровне при любых воздействиях внешней среды.
    Первое, с чего необходимо начинать закаливание – это избавить ребенка от перегревания. Итак, первое условие эффективного закаливания – это рациональная одежда. Не следует в помещении надевать на ребенка шерстяные фуфайки и колготки. Одежда на улице и дома не должна препятствовать движениям ребенка. Обувь ребенка также должна рассматриваться, как эффективное не только гигиеническое, но и закаливающее средство, особенно в домашних условиях. Здесь необходимо напомнить о том, что почти забыто в наши дни – хождение босиком. Большинство маленьких детей любят ходить босиком. Однако, как и при других методах закаливания, важно выполнять определенные правила. Начинать лучше с малых и непродолжительных воздействий. Например, находиться (3-5 мин) на коврике босиком. В жаркие летние дни можно побегать по травке или песку: затем разрешить бегать босиком по паркетному полу в комнате. Постепенно время хождения дома увеличивается до 15-20 мин. Ходить же босиком во дворе в городских условиях опасно из-за возможности пораниться, а еще из-за опасности заразиться грибковыми заболеваниями. Поэтому при посещении бассейна необходимо иметь специальную обувь.
    Следующим условием эффективного закаливания является поддержание рационального, не перегревающегося температурного режима в помещении.  Ребенок с маленького возраста должен быть приучен хорошо себя чувствовать при температуре в помещении не выше 18 С.
     Также можно искусственно создавать контрастные температуры в быту ребенка. Охлаждение – хорошее закаливающее средство, которое можно применять и у детей в игровой форме. Например, когда ребенок еще не спит, но уже согрелся, можно быстро одернуть одеяло и спустя несколько секунд набросить одеяло обратно. Обычно, когда речь идет о температуре воздуха в помещениях, то указываются определенные цифры с постоянной температурой. Желательно в помещениях для детей создавать условия для колебания температуры в определенном диапозитиве.
    Итак, правильное использование теплозащитных свойств одежды и регуляции температуры помещений является обязательным условием эффективного пассивного закаливания.
    Под активным закаливанием понимается применение специальных температурных дозированных воздействий, т.е. закаливающих процедур. Существующие методы закаливания можно разделить на две группы: традиционные и нетрадиционные. К первым относятся методы закаливания воздухом. Это объясняется и тем, что потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Поэтому пребывание ребенка на воздухе имеет важное общеукрепляющее и оздоровительное значение. Ежедневные прогулки (не менее 3,5 часов) детей, а также дневной сон при доступе  свежего воздуха могут и должны быть эффективным методом закаливания ребенка в каждой семье.
    Контрастные воздушные ванны можно легко использовать и в домашних условиях. Проснувшись утром раньше ребенка, укройте его одеялом, распахните форточку и доведите температуру до 14-15С, а затем проведите подвижную игру с перебежками из прохладной комнаты в теплую.
    Еще одной хорошей, но почти забытой закаливающей воздухом процедурой является сон на свежем воздухе или в спальне с открытыми форточками. Очень полезен сон на балконе.
    Солнечные ванны также представляют собой хорошее закаливающее средство и укрепляющее. Пожалуй, самое важное влияние ультрафиолетового излучения заключается в его бактерицидности, уничтожением всех бактерий и вирусов, повышением сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Длительность первых солнечных ванн при температуре +19 - 20С – 5-6 мин. Время каждой последующей ванны удлиняется на 3-5 мин. Детям лучше принимать солнечные ванны в движении, занимаясь подвижной игрой, при этом на голове должен быть надет головной убор с козырьком. Между тем и зимой можно подвергаться воздействию лучей солнца во время прогулок и особенно при подвижных играх. Увлекательной и оздоровительной игрой для мальчиков является хоккей с мячом или шайбой, проводящей на снежной площадке.
    Вода для закаливания применяется с древних времен и представляет собой более сильное средство, чем воздух. Все традиционные методы водного закаливания делятся на местные и общие. К первым относится умывание после ночного и дневного сна, мытье рук и ног, игры с водой. Ко вторым обтирание, обмывание, душ, купание. Одним из популярных и действенных методов водного закаливания является купание в открытых водоемах. Однако для получения закаливающего и оздоровительного эффекта следует соблюдать ряд правил: так длительность первых погружений в воду при температуре воды +23-+25С не должна превышать нескольких минут, постепенно купание можно довести до 15 мин. Один совет: многие родители бояться появления дрожи, а между тем именно ее начало означает, что ребенок должен выйти из воды, обтереться и побыть некоторое время на солнце.
    В связи с возрастающей популярностью плавания в бассейне следует заметить, что закаливающий эффект этих занятий может быть достигнут только при соблюдении определенных правил, важнейшими из которых является температура воды и воздуха в бассейне. А также хорошо повышает эффект плавания прием контрастного душа после тренировки.
    Из нетрадиционных методов закаливания наиболее эффективным является приемы контрастного душа, когда поток теплой или горячей воды сменяются потоками прохладной или холодной. Тем самым обеспечивается тренировка нервно-сосудистого аппарата кожи.
    Итак, если родителя хотят видеть своего ребенка здоровым, они должны закаливать его с раннего детства. В «минимум» закаливания входят обязательное использование  одежды, в соответствии с температурой воздуха, пребывание ребенка в помещении при температуре не более 18С, ежедневное применение воздушных или водных процедур. Одним из самых эффективных методов является сочетание циклических упражнений с закаливающими процедурами.
    Солнце, воздух и вода должны быть друзьями вашего ребенка с детства.


 

Организация питания дошкольников в летний    период


 

Летом происходит более активное течение обменных процессов, в связи с чем повышается потребность в пищевых веществах. Необходимо увеличение калорийности и пищевой ценности рациона детей. Значение овощей, фруктов, зелени в рационе детей. Изменение режима питания летом. Питьевой режим. Необходимость соблюдения санитарно-гигиенических требований при приготовлении детского питания.

В летний период оздоровление детей различного возраста имеет огромное значение. Среди различных методов оздоровления детей фактору рационального питания принадлежит ведущая роль.

Однако в организации питания детей в летний период нередко встречаются определённые трудности. Чаще всего это связно с выраженным снижением аппетита у ребёнка в жаркие летние дни, когда нарушается выработка пищеварительных соков, увеличивается потребность в жидкости. С другой стороны, летом дети большую часть дня проводят на свежем воздухе, много двигаются, принимают водные процедуры. Всё это сопровождается более активным течением обменных процессов, увеличением энергозатрат организма, в связи с чем повышается потребность в пищевых веществах.

Установлено, что в летний период энергозатраты детского организма возрастают примерно на 10% по сравнению с другими сезонами года.

Отмечено также, что летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно. В связи с этим организм ребёнка испытывает повышенную потребность в белке – основном пластическом материале для построения клеток и тканей.

Кроме того, во время сильной жары организм ребёнка теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов, особенно витаминов С и группы В. Это тоже требует увеличения пищевой ценности детских рационов.

Летом для детей калорийность и пищевую ценность рациона необходимо увеличивать примерно на 10%. С этой целью в рационе следует, в первую очередь, увеличить количество молочных продуктов за счёт творога и кисломолочных напитков, оказывающих благоприятное действие на процессы пищеварения.

Большую роль в повышении белковой ценности детского рациона играют мясные продукты, количество которых должно быть несколько увеличено. Увеличивается также доля растительных масел в общем количестве жировых продуктов.

Основными источниками углеводов в летний период должны стать овощи и фрукты. При этом особенно важно в рационе детей увеличивать количество ранних овощей – редиса, салата, ранней капусты, широко включать в рацион морковь, свеклу, репу, а также кабачки, огурцы, помидоры. Давать их рекомендуется не только в обед, но и на завтрак и ужин с обязательным добавлением различной свежей зелени. С продуктами растительного происхождения ребёнок получает большое количество витаминов, микроэлементов, клетчатки, пектиновых веществ.

Помимо того, что большинство ранних овощей и, особенно, различная зелень являются источниками витаминов и минеральных веществ, они ещё являются поставщиками щелочных солей и щелочноземельных металлов, которые способствуют нормализации кислотно-щелочного равновесия в организме, очень часто нарушающегося в условиях перегревания.

Летом, в жару, у детей повышается потребность в жидкости. Об этом надо помнить и всегда иметь в запасе достаточное количество питья. Питьё предлагается детям в виде свежей кипячёной воды, отваров шиповника, овощей, несладких соков, бутилированной воды.

Питьё рекомендуется давать детям после возвращения с прогулки и перед проведением закаливающих процедур. При организации длительных экскурсий воспитатели обязательно должны взять с собой запас питья (кипячёную воду, несладкий чай) и стаканчики по числу детей.

В жаркое время года особенно важно строго соблюдать необходимые санитарно-гигиенические требования при приготовлении детского питания, нарушение которых создаёт реальную угрозу пищевого отравления или распространения кишечных инфекций. Особенно важно соблюдать главное правило – раздельное приготовление сырых и вареных продуктов. Так, на одной и той же доске нельзя резать сырые и вареные овощи, а тем более – мясо или рыбу. При переходе от обработки сырого мяса, рыбы к приготовлению салата, винегрета или любого другого готового блюда надо тщательно мыть руки.


 

Литература: К.С.Ладодо «Здоровье ребёнка. Азбука питания».

А.С.Алексеева «Организация питания детей в дошкольных учреждениях».


 

Коварные сладкие пузырьки


 

Лето, солнце, жара - потребность человека

в жидкости возрастает в несколько раз. Как утолить

жажду? Как уберечь свой организм от пагубного влияния

«неправильных» напитков?


 

Потребность ребенка в жидкости гораздо выше, чем у взрослого человека. В жару молодому организму всегда сильней хочется пить, поэтому не стоит мучить себя жаждой, чтобы не довести свой организм до обезвоживания.


 

Скажем НЕТ газировке!

Почему всем нам так нравится газировка? Во-первых, она слаще большинства других напитков. Во-вторых, такой напиток хорошо бодрит в знойную летнюю пору.

В-третьих, она очень калорийная, такая же, как и фруктовый сок.

Но следует знать, что газировка обманывает наш мозг. Из-за большого содержания сахара наша поджелудочная железа несет двойную нагрузку. Как только мы выпиваем газированный напиток, жажда сразу же пропадает. Но это ощущение обманчиво и длится очень недолго. Как только повышается уровень сахара в крови, нам хочется пить снова и снова.


 

Бережем зубки.

Для наших зубок газировка совсем не несет никакой пользы, а наоборот, вредит им. Чаще всего при приготовлении газировки применяют яблочную или лимонную кислоту, а иногда — ортофосфорную. Соли этой кислоты растворяются в нашем организме лучше, чем соли любой другой. Поэтому у людей, пьющих газировку, кальций очень сильно вымывается из костей. Такая кислота пагубно влияет и на эмаль зубов, разрушая ее, - отсюда и кариес.


 

Разноцветные краски.

Ассортимент шипучей водички разнообразен. На прилавках магазинов нас привлекают яркие бутылочки всех цветов радуги. Это является доказательством использования различных красителей, которые добавляют в напиток. Красители бывают натуральными и искусственными. Естественные красители зачастую вызывают различного рода аллергию (насморк, сыпь), а искусственные негативно сказываются на работе печени.


 

Нет ничего полезнее воды.

Такая бесцветная и безвкусная, но такая полезная и необходимая. Вода — самый лучший и безвредный утолитель жажды. Газировку придумали люди, вода была дана нам от природы. Её польза для организма огромна. Не забываем и про то, что наш организм на 90 % состоит из жидкости. Ежедневное употребление необходимого количества воды хорошо влияет на клетки кожи. Вода не содержит калорий, в  воде много минеральных солей, которые так необходимы нашему организму.


 

Как разлюбить газировку?

Пейте обычную воду вместо газированной. Если отказаться от газировки очень сложно, тогда в питьевую воду добавляйте пару капель лимонного сока. Носите воду всегда с собой, чтобы в случае желания попить, вы могли ею воспользоваться.


 


 


 


 


 

«Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста».


 

 


 

Одним  из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.


 

В настоящее время к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания высокий уровень развития речевых способностей в дошкольном возрасте включает:


 

-владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении высказывания любого типа;


 

- умение вступать в контакт  со  взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, возразить, объяснить; спорить и др.


 

- знание норм и правил «речевого этикета», умение  пользоваться ими в зависимости от ситуации;


 

- умение читать, элементарное владение грамотой


 

В результате занятий с применением современных образовательных технологий, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.


 

Основной критерий в работе с детьми-доходчивость и простота в подаче материала и формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Лучше всего проводить внедрение приоритетных технологий на основе простейших примеров. Сказки, игровые и бытовые ситуации-вот та среда, через которую ребёнок научится применять тризовские решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.


 

В своей работе с детьми большое внимание мы уделяем речевому развитию, поэтому применяем в своей практике следующие технологии:


 

Обучение  детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор.


 

Игры и творческие задания для развития выразительности речи.


 

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.


 

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.


 

Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений. Затем отрабатывается  умение детей составлять разнообразные загадки. На заключительном этапе дети 6-7 лет вполне справляются с составлением метафор.


 

Технология обучения детей составлению сравнений.


 

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.


 

Модель составления сравнений:


 

- воспитатель называет какой-либо объект;


 

- обозначает его признак;


 

- определяет значение этого признака;


 

- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.


 

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.


 

На пятом году жизни тренинги усложняются, дается больше  самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.


 

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному  воспитателем признаку.


 

Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.


 

Технология обучения детей составлению загадок.


 

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.


 

Наблюдения  за детьми показывают, что отгадывание происходит у дошкольников как бы само собой  или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ ребёнка на конкретную  загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.


 

Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.


 

Воспитатель показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект.


 

 Сочинение загадок.


 

« Страна загадок» \ методика Аллы Нестеренко\


 

-город простых загадок\ цвет, форма, размер, вещество\


 

-город 5 чувств\осязание, обоняние, слух, зрение, вкус\


 

-город похожестей и непохожестей\на сравнение\


 

-город загадочных частей\ развитие воображения: улицы неоконченных картин, разобранных


 

предметов, молчаливых загадок и спорщиков\


 

- город противоречий\ может быть холодным и горячим-термос\


 

-город загадочных дел.


 

Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества.  К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.


 

Технология обучения детей составлению метафор.


 

Как  известно, метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.


 

Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения  детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.


 

Не обязательно  называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.


 

Прием создания метафор (как художественное средство выразительности речи) вызывает особую сложность в умении находить перенос свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для сопоставляемых объектов. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет развить в детях способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка. Что позволяет выявить детей, несомненно, способных к творчеству, и способствовать развитию в них таланта.


 

Игры и творческие задания для развития выразительности речи направлены на развитие умений детей выделять признаки объектов, учат детей по описанию определять объект, выделять характерные специфические значения объекта, подбирать разные значения одному признаку, выявлять признаки объекта, составлять загадки по моделям.


 

Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.


 

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине. 


 

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Следует всемерно поддерживать это стремление и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.


 

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению  двух типов рассказов по картине.


 

1-ый тип: «текст реалистического характера»


 

2-ой тип: «текст фантастического характера»


 

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.


 

Основополагающим моментом в предлагаемой  технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений:


 

 « Кто как видит картинку?»\увидеть, найти сравнения, метафоры, красивые слова, красочные описания\


 

« Живые картинки»\ дети изображают предметы, нарисованные на картине\


 

« День и ночь»\ картина в разном свете\


 

« Классические картины: « Кошка с котятами»\история маленького котёнка, какой он вырастет, найдём ему друзей и т.д.\


 

Сочинительство.


 

Сочинение стихотворений.\ По мотивам японской поэзии\


 

1. Название стихотворения. 2. Первая строка повторяет название стихотворения. 3.Вторая


 

строчка-вопрос, какой, какая? 4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.


 

5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.


 

Сказкатерапия.( Сочинение детьми сказок) 


 

« Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\


 

« Что будет, если…?»\ сюжет задаёт воспитатель\


 

« Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\


 

« Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры\


 

« Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.\


 

« Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\


 

« Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т.д.\


 

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.


 

Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии.



 

Консультация для родителей


 

«Закаливание ребенка в домашних условиях»


 

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он

совсем не болел, то, во всяком случае,

поддерживать у него высокий уровень здоровья

вполне возможно.

Н. М. Амосов

Забота о здоровье человека всегда занимала во всем мире приоритетные позиции. Воспитание здорового ребенка является главной целью любого дошкольного учреждения. Потому что дошкольное детство -время интенсивного развития ребенка :приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Значит, перед нами, взрослыми, стоит очень важная задача: воспитать физически, нравственно и духовно здорового человека.

Что же кроме чистого свежего воздуха, яркого солнца и воды может быть лучшим средством поддержания сил и здоровья в молодом организме, который только формируется.

В этом случае, закаливание один из наиболее подходящих вариантов для тех, кто хочет сохранить свое здоровье и здоровье детей. Закаливание поможет избежать заболеваний, повысить иммунитет.

Конечно, родители боятся начинать закаливать своих детей в домашних условиях.

В закаливании, как и в любом другом начинании, важен позитивный настрой. На первых порах нужно постараться эту процедуре преобразовать в интересную игру.

Закаливание солнцем – эффективное средство оздоровления и стимулирование роста ребёнка. Успешно используется закаливание солнцем в борьбе с рахитом. Солнечный свет, проходя через орган зрения, возбуждает нервную систему. Нервная система, в свою очередь, регулирует состояние и тонус всех систем организма; регулирует биоритмы, активизирует обменные процессы. Обладающие высокой биологической активностью ультрафиолетовые лучи, воздействуя на человека через кожу, повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, болезнетворным микробам, повышают иммунитет, снижают риск заболеваний.

Закаливание воздухом следует начинать с воздушных ванн, которые полезны как детям, так и взрослым, в том числе бабушкам и дедушкам. Закаливание воздухом повышает устойчивость организма к длительным воздействиям низких температур.

Ножные ванны– погружение ног до голеностопных суставов в таз с горячей водой. Ноги погружают на 3-10 секунд. Затем каждые 3 – 4 дня температуру воды следует снижать на 1 градус, доведя её в итоге до 20 –24 градусов С.

Контрастные ножные ванны являются хорошей профилактической закаливающей процедурой против ангин и катаров верхних дыхательных путей. Подобные процедуры рекомендуется выполнять по утрам, после сна.

Вам понадобятся 2 таза: один - с горячей водой (+38 гр. С), второй - с водой на 3 – 4 градуса холоднее. Сначала ребенок опускает ноги до голеностопных суставов на 2-3 секунды в горячую воду, потом сразу же в более прохладную на 5 секунд. Затем опять в первый таз, потом во второй, но уже на 10 секунд.

Обтирание - мероприятие подготавливающее организм человека к таким закаливающим процедурам, как обливание и холодный душ.

- Температура воды для первого обтирания должна быть 36-34 градуса С.

- Через каждые три процедуры температуру воды снижайте на два градуса С.

- Для детей и пожилых людей температура воды не должна быть ниже 20 градусов С.

- Здоровым взрослым рекомендуется снизить температуру до 12 С.

- Сначала обтирают руки и сразу же насухо вытирают их.

- Затем обтирают ноги, далее грудь, потом живот и спину.

- Обтирание лучше проводить после утренней гимнастики или после дневного сна.

- По мере снижения температуры воды продолжительность обтирания следует уменьшать с двух минут до полминуты.

Обливание водой - закаливающая процедура, которую следует начинать летом.

Лейку или ведро наполните водой температурой 36-34 градуса С. Далее в течение 2 минут последовательно, начиная с головы, обливайте все части тела.

Продолжительность закаливающего мероприятия и температура воды регулируется так же как и при обтирании.

Душ - закаливающая процедура, которая сочетает в себе температурное и механическое воздействие. Душ прекрасно тонизирует организм, поэтому его целесообразно делать утром, днем и вечером, а так же после физических упражнений.

Некоторые правила закаливания ребенка

- Закаливающие процедуры окажутся гораздо эффективнее, если будут приносить удовольствие и вызывать веселый смех.

- Станьте примером для подражания.

- Начинайте закаливание ребенка в домашних условиях только в том случае, если он полностью здоров.

- Продолжительность процедур увеличивайте постепенно.

- Не допускайте переохлаждения ребенка.

- Процедуры должны проводиться систематически.

Если мы будем придерживаться основных правил закаливания ребенка в домашних условиях, мы сможем защитить ребенка от частых простуд и хронических заболеваний и плохого настроения. Не зря же говорят: в здоровом теле здоровый дух.

Свое слово хочу закончить известной притчей.

В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» – спросил хозяин. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь. Пусти нас к себе в дом». Мужчина задумался: «Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было…

Желаю всем, чтобы в каждом доме было место и Здоровью, и Богатству, и Любви! Все в наших руках, стоит только захотеть...

Источник: http://doshvozrast.ru/ozdorov/zakalivanie08.htm


 

Консультация для родителей


 

«КАК ВОСПИТАТЬ ПСИХИЧЕСКИ БЛАГОПОЛУЧНОГО РЕБЕНКА»


 

 


 

Термин «психологическое благополучие» был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.


 

Психологическое благополучие является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Психологическое благополучие характеризуется как комфортное эмоциональное состояние.


 

Психологически благополучный ребёнок – это прежде всего ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей.


 

     Психологическое благополучие ребёнка обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт. Именно эмоциональное  благополучие является наиболее ёмким понятием для определения успешности развития ребёнка.


 

     Главная роль в развитии у ребёнка эмоций как основы дальнейшего нравственного развития принадлежит семье. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.


 

     Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность ребёнка – быть принятым всерьёз и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей. Семья даёт ребёнку главное – интимно-личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище.


 

     Семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребёнка. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.


 

     Чтобы сохранить психологическое благополучие ребёнка, необходим благоприятный психологический климат в семье.


 

     Психологический климат семьи определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие детей. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.


 

Для благоприятного психологического климата семьи характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом  каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям – с почитанием, к более слабому – с готовностью помочь в любую минуту.  Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению самооценки. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.


 

     Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате семьи. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Перебранки в присутствии ребёнка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы.


 

     Учитывая  данные характеристики, взрослый всегда должен стараться быть в хорошем настроении. Ведь ребёнок – такое впечатлительное и восприимчивое существо, он как губка впитывает и хорошее, и плохое. Копирует поведение взрослого и «выносит» его в общество, коим для ребёнка являются сверстники в группе детского сада.


 

Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создаёт отношение к себе.


 

     Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь или молча слушают разговаривающих.  Общение со сверстниками играет важную роль в становлении психологического благополучия ребёнка в детском саду. Пяти - шестилетний ребенок нуждается в сверстниках, товарищах. В общении с ними в детском саду он проводит 50-70% времени. Ежедневно помногу раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Выбор этот зависит от характера деятельности. Для совместного труда дети стараются выбирать партнеров организованных («Он хорошо дежурит», «У неё всегда красивая причёска и платье»), для игр и занятий - тех, кто «много знает, хорошо рисует, считает». Нередко ребенок ориентируется и на нравственные качества сверстника («Мы дружим. Мы всегда вместе играем, он меня защищает. Он добрый, справедливый, не дерется. Я бы с Ваней хотел сидеть на занятии, а то Саша мне мешает» и т.д.). Перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к эмоциональному и деловому комфорту во время интересной или сложной для них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники агрессивные, неспокойные, отвлекающиеся.


 

     Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками у малоактивных, неспокойных и агрессивных детей, им не удается вступить в контакт с кем хочется, они не имеют навыков общения в коллективе, держатся неуверенно, редко принимают участие в играх. Сверстники избегают контактов с ними («Он не умеет играть! Она ничего не знает», «Я его боюсь»).  Неблагополучие ребёнка в группе даёт начало устойчивым отрицательным чертам характера,он становится замкнутым и тревожным.


 

Таким образом, чтобы сохранить психологическое благополучие ребёнка необходимо:


 

  1. Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
  2. Относиться к ребёнку как к равноправному партнёру;
  3. Принимать активное участие в жизни семьи;
  4. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
  5. Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности;
  6. Помогать ребёнку развивать свои умения и таланты;
  7. Уважать право ребёнка на собственное мнение.


 

     Следовательно, при выполнении данных рекомендаций,  у ребёнка  будет формироваться адекватная самооценка, развиваться положительные качества личности, и самое главное ребёнок будет принят группой сверстников, а значит и эмоциональное развитие станет благоприятным.


 


 


 

Подготовлена по материалам сайта:www.google.by


 


 


 


 

Консультация для родителей


 

Тема:  «Читаем всей семьей»


 

 


 

Чтение в годы детства – это, прежде всего,


 

воспитание сердца, прикосновение


 

человеческого благородства


 

к сокровенным уголкам детской души


 

В. Сухомлинский


 

        Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни.


 

           Открывая ребенку книгу - Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.


 

           Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет)


 

        Хочется  напомнить родителям, что семейное чтение это лучший вид коллективного общения. Возродить забытую традицию – значит вернуть в дом культуру, взаимопонимание, тепло духовного общения. Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.


 

         Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.


 

           Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа – спорт, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом


 

           На книжных прилавках никогда не было такого изобилия и разнообразия детских книг, как в последние годы. Тут и русская классика, и зарубежная, произведения современных авторов, сказки и приключения, детективы и фантастика. Огромный выбор того, что можно почитать детям или предложить им для самостоятельного чтения.


 

         Важно, при этом, не забывать о том, какое огромное влияние оказывает художественная книга на душу ребенка. Далеко не всегда влияние это бывает положительным. Книга может подарить радость жизни, а может ввергнуть во мрак безысходности, может научить и мужеству.


 

         Пока дети малы - выбор за вами. Сделать его не только ваше право, но и обязанность. Но и когда они подрастут, не оставайтесь в стороне, ваши подсказки очень нужны и важны. Ведь никто не знает вашего ребенка лучше вас: его особенности, интересы, устремления.


 

Пусть книги, отобранные в круг чтения ваших детей принесут им только большую пользу и большую радость.


 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ 
ПО РУКОВОДСТВУ ДЕТСКИМ ЧТЕНИЕМ


 

* Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать.


 

* Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.
* Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову, как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги - яркие,  с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
* Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше - читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, зачитывайте отрывки, делитесь впечатлениями о прочитанном. Ваш пример будет заразительным для детей.
* Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок  чувствовал себя умным и талантливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, даже если он что-то понял не так, как вам этого хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевные беседы, и это согреет его сердце.
* Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку.  


 

* Читая книги, нужные сегодня, не следует забывать и о прошлом опыте чтения: домашняя библиотека тем и хороша, что в любую минуту можно взять книгу с полки и перечитать ее целиком или в отрывках, вспомнить, как она появилась в вашем доме. Именно про собирателей домашних библиотек Виктор Шкловкий говорил: "Не только вы собирали книги, но и они собирали вас"


 

        Важно начинать приучать к литературе ребёнка ещё на первом году жизни: через короткие стишки, которые мама читает между делом, через колыбельные и песенки-потешки. Первой книгой может стать пластиковая мягкая книжка-пищалка с простыми картинками: кошка, собака, мячик.


 

   Гиперактивному ребёнку на раннем возрасте лучше вводить по одной книжке в неделю, чтобы, пока не изучили одну книжку, не отвлекаться на вторую. Психологи рекомендуют читать малышам стихи постоянно, но что делать, если на заучивание стихов у родителей нет ни сил, ни времени, а ребёнок ещё мал, чтобы сам обращаться с книгой?


 

      Можно развесить по квартире листочки бумаги со стихами. На кухне – про еду и обжор, в ванной (лист предварительно заламинировать!) – про грязнуль и купание, около дивана – про зарядку и силачей, в спальне – «засыпальные» и «вставальные» стихи и т.д.


 

     Месяцев в 10 уже можно давать в руки первые книжки со стихами. Причём не удивляйтесь, когда ребёнок выберет две любимые, которые за день будут перечитываться, каждая по 25-30 раз.


 

      Если вы видите, что ребенок устал, «поиграйте в книжки». Пусть ребенок покажет, как «идёт бычок, качается». А как Таня заплакала? А как мячик скачет? После игры продолжайте читать дальше.


 

Введите обязательный ритуал чтения книг на ночь.


 

   Не отказываете детям в покупке книг. Возьмите за правило ходить в книжный магазин вместе с ребенком. Пусть это станет для него знаменательным событием.


 

Помогают привить любовь к чтению диафильмы.


 

       Обратите внимание на книги с наклейками. Особенно там, где маленькие наклеечки нужно вставлять в текст. Получается чтение совместно с активным занятием. Причём, если позволяют средства, можно купить книжку с многоразовыми наклейками, и тогда можно будет читать-играть почти бесконечно.


 

     Для закрепления прочитанного попробуйте такую игру: убирая игрушки, каждый читает про убираемый предмет наизусть короткий стишок. Про мячик, машинку, мишку, паровозик, куклу…


 

       Попробуйте сами писать книги. Составьте книжку про Вашего сына (дочку), детям нравится слушать истории про самих себя.


 

       Ещё один приём – составлять книжки вместе с ребёнком. В эти самодельные книги можно включить детские рисунки, фотографии, стихи.


 

      Можно лепить сказочных героев из пластилина, устраивать кукольный театр.


 

      И ещё, важный момент – надо прививать и культуру обращения с книжками. Рисование в книжках должно пресекаться сразу и жёстко. Книжки нельзя кидать на пол и рвать. После прочтения их надо обязательно класть на место, иначе они обижаются и уходят к другим детям. Книжки должны находиться в пределах досягаемости ребёнка.


 

      Пока книжек мало, можно облегчить ребёнку работу по их хранению. Не используйте коробки, так как из них трудно доставать нужную книжечку, приучайте сразу к тому, что место книг – книжная полка. А чтобы книжечки не падали, купите пластмассовую подставку-сушилку для посуды. В отделениях для ложек-вилок удобно хранить книжки-малютки, картонные книги размером побольше, располагаются в отделениях для тарелок


 

Как начать семейное чтение


 

     Сначала, уважаемые взрослые, сами прочитайте книгу, которую хотите предложить ребенку, и определите ее ценность: что дает книга сердцу и уму ребенка, в чем прелесть книги, какие эпизоды книги вам запомнились и почему.


 

       Читайте вместе с детьми. Помните слова Я. Корчака: «Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души».


 

Несколько практических советов:


 

  • Начинайте чтение немедленно: чем раньше, тем лучше.
  • Читайте детям регулярно. Необходимо сделать семейное чтение непременной частью вашей жизни.
  • Подключайте к чтению всех членов семьи. Это сплотит семью, сделает ее дружней.
  • Окружайте ребенка книгами. По мнению ученых, в доме, где много книг, дети рано начинают читать.
  • Постепенно прививайте привычку, интерес и любовь к книге в процессе ознакомления с художественной литературой.
  • Сочетайте слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.
  • После прочтения литературного произведения побеседуйте с ребенком. Главное направление беседы – помочь осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые он еще не может раскрыть сам.
  • Обменивайтесь книгами с другими семьями. А еще лучше - запишитесь в библиотеку всей семьей.


 

Читайте, рассказывайте сказки


 

       Рассказывайте, читайте сказки вашим детям, а если они выросли - внукам.


 

      Пусть дети участвуют в сказках как главные герои, руководят событиями, вмешиваясь в сочиненную сказку, подсказывают свое решение, придумывают конец сказки. Ведь в сказках как бы проигрывается будущее вашего малыша: станет ли он потом искать выход из трудной ситуации или придумывать повод, как отвертеться. Будет ли он щедрым или же мелочным.


 

      Человечество не зря придумало сказки. Где еще несмышленому человечку можно победить драконов и притом совершенно безопасно - у теплого родного плеча мамы.


 

А как хороши сказки для семьи!


 

     Пройдут годы, ваш ребенок, впитав тепло и добро прочитанных и придуманных вами сказок, воздаст вам вниманием и заботой. Человек, когда он счастлив, этого не забывает, большой он или маленький. А дети, участвуя в чтении и сочинении сказок, подлинно счастливы: они сокрушают зло и становятся на ступеньку выше в освоении добра.


 

Не спешите расстаться с прочитанной книгой:


 

  • Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев.
  • Можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т.д.
  • А еще можно устроить домашний  маленький театр и разыграть в нем любимые сказки.
  • И, конечно, если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку можно продолжить самим или придумать новую.


 

Рекомендации  


 

Что читать детям дошкольного возраста?


 

Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)


 

      "Репка", "Курочка-Ряба", "Теремок", "Колобок" - все эти сказки можно рассказывать малышу, начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей ("Идёт бычок, качается...", "Наша Таня горько плачет..." и другие), "Цыплёнка" Корнея Чуковского и "Цыплёнка и утёнка" Владимира Сутеева. Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Курочка-Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и тому подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа "Сорока-ворона кашку варила...") к сказкам. Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать её самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь.


 

    Если малышу нравится слушать сказки и стихи первого раздела, попробуйте постепенно добавить несколько книжек и из второго раздела (только обязательно с картинками). Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним. Примечание: если вы сможете найти диапроектор и диафильмы с этими сказками, обязательно покажите их малышу - диафильмы гораздо лучше воспринимаются, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, и они помогают понимать текст (а не заменяют его действием, как это происходит в мультфильмах). Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство надёжности мира, тогда как плохой (в том числе и реалистичный) конец способствует возникновению всевозможных страхов. Поэтому "Теремок" лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили новый, ещё лучше прежнего. С хорошим концом стоит первоначально рассказывать и "Колобок" - например, придумав, как Колобок в последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от неё. Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут "дорасти" до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух.


 

Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2,5-3 до 6-7 лет)


 

        На второй "ступеньке сложности" можно поставить многочисленные книжки Владимира Сутеева ("Под грибом", "Палочка-выручалочка", "Яблоко" и другие), многие стихотворные сказки Корнея Чуковского ("Телефон", "Федорино горе", "Мойдодыр", "Айболит"), стихи Самуила Маршака ("Усатый-полосатый", "Где обедал, воробей?", "Вот какой рассеянный" и другие), а также его переводы детских английских стишков (например, "Перчатки", "В гостях у королевы", "Кораблик", "Шалтай-Болтай"). Сюда же относятся народные сказки о животных ("Хвосты", "Кот и лиса", "Лисичка со скалочкой", "Заюшкина избушка" и другие), басни Сергея Михалкова ("Кто кого?", "Услужливый заяц", "Друзья в походе") и многие другие истории. Примечание: некоторые из сказок К. Чуковского достаточно страшны для малышей, и их лучше читать не раньше пяти-шести лет. Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов. По-прежнему остаётся важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий (даже если они хорошо кончаются). Поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя бы лет до шести-семи. Даже "Красная Шапочка" часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет), в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем - у них могут развиться всевозможные страхи и кошмары. Так что если вы много читаете малышу, и он быстро освоил этот раздел, выбирайте из книг следующего раздела, т.е. где не происходит ничего страшного - например, рассказы Носова, истории Николая Грибачёва про зайца Коську и его друзей или повести Астрид Линдгрен. Если вы много разговариваете и играете с малышом и достаточно рано начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории этого раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела.


 

        Полюбившиеся истории ребёнок будет охотно слушать и читать, а позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои. Начиная читать самостоятельно (будь то в пять, шесть, семь или даже восемь лет), ребёнку стоит снова вернуться к сказкам и рассказам этого раздела - они короткие и простые, их сопровождают многочисленные яркие картинки, помогающие преодолевать трудности самостоятельного чтения. Начинать учиться пересказывать тоже лучше по достаточно простым текстам, поэтому некоторые из рассказов этого раздела часто включаются в учебники и хрестоматии по чтению для начальной школы. Если же ребёнок много смотрит телевизор и видео и мало слушает сказки и книжки, ему может быть, трудно воспринимать истории этого раздела в четыре-пять лет (не считая, конечно, снятых по ним мультфильмов). В этом случае на книжках этого раздела можно задержаться лет до шести-семи, постепенно добавляя к ним сказки и рассказы следующего уровня.


 

Если телевизор конкурирует с книгой


 

Вот некоторые интересные наблюдения и советы, предоставленные Институтом родителей (Канада):


 

  1. Если к выключателю телевизора достаточно протянуть руку, а книжная полка размещена слишком высоко, нетрудно догадаться, как в такой обстановке ребенок будет проводить свое свободное время. Но если вы отведете ему собственную полочку с увлекательными, красочными книжками и четко распланируете время просмотра телепрограмм, то он почти наверняка обратит свой взор на книжную полку и что-то выберет и для себя.
  2. Да! 
  3.          Нет! 
  4. При чтении вслух можно воспользоваться некоторыми приемами из практики учителей:
  5. Помните, как трудно вам было расставаться с книгой только потому, что настало время идти спать? Не доводилось ли вам брать с собой в постель фонарик, чтобы успеть прочитать хоть несколько страничек, пока вас не застанут родители?


 

  • по возможности раньше начните читать ребенку вслух;
  • постарайтесь каждый день хотя бы десять минут читать ему вслух;
  • помните, что искусство слушать не приходит само по себе, его надо постепенно прививать.


 

  • не читайте истории, не нравящиеся вам самим;
  • не удивляйтесь и не раздражайтесь, если ребенок перебивает вас вопросами. Отвечайте ему сразу же.
  • не конкурируйте с телевизором. Если родители предлагают своему чаду выбирать между книгой и телевизором, то он, вероятнее всего, предпочтет последнее. И все же - на то вы и родители, чтобы поставить последнюю точку. Равнодушным тоном скажите ребенку: «Телевизор мы включим в семь часов вечера». Если он хочет слушать сказку или рассказ - очень хорошо. Не хочет - ничего страшного. Ни в коем случае не создавайте впечатление, что телевизор он не смотрит из-за книги;


 

  • если читаете стишок, пусть ребенок попытается угадать следующую рифму;
  • закончив читать какую-то книгу, расспросите малыша, не происходили ли подобные забавные истории с ним самим;
  • спросите у ребенка, как он хотел бы изменить прочитанную историю.


 

           Почему бы раз в неделю не проявить снисходительность и не посмотреть сквозь пальцы на время отхода ко сну? Пусть ребенок знает, что может бодрствовать, сколько хочет, то есть до тех пор, пока читает книгу.


 

Такому вечеру можно дать особое название - вечер чтения, «сказочная вечеринка»;


 

  1. Носите с собой в сумочке книгу - на случай, если вам предстоит длинный путь с ребенком или длительное ожидание в очереди;
  2. В некоторых семьях заведено раз в неделю «забыть обо всем и только читать». На эти полчаса выключается телевизор, никто не подходит к телефону, причем планируется это время заранее, с отметкой в семейном календаре.


 

Но эти тридцать минут имеют смысл только в том случае, если участвовать будет вся семья. И если вы сами в полной мере погрузитесь в новый бестселлер.


 

  1. Исследования показали, что дети, смотрящие телевизор больше десяти часов в неделю, читают хуже своих сверстников, которым родители ограничивают время пребывания перед экраном. В некоторых семьях папа или мама выдают «ТВ-билеты» - каждый действителен 30 минут. Если билеты кончились, телевизор исключается до следующей недели.


 

       Примечание: Ребенку в возрасте от трех до шести лет не нужно выдавать билеты - достаточно поставить такое условие: «У тебя ведь нет билета на следующую передачу?» «Нет», - соглашается малыш, и сам выключает телевизор. Это ничего, что и на предыдущую передачу билет был только понарошку.


 

       Ни компьютер, ни телевизор не являются препятствием любви к книге. Нельзя противопоставлять их друг другу, нельзя говорить: «Вот ты в книжке не дочитал, за это тебе телевизора не будет». Мы сами вкладываем в сознание ребёнка, что книга – это что-то нудное и обязательное, как мытьё посуды, а компьютер, телевизор – что-то такое, чем наградят, если всё дочитать и рассказать содержание.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.